Регулировка ободных тормозов (v-brake)

Как самостоятельно выполнить регулировку тормозов, чтобы повысить их эффективность.

Регулировка чаще всего требуется при заметном износе тормозных колодок или после их замены на новые.

Процедура эта не сложная и под силу каждому.

Инструменты

Нам потребуется плоская отвёртка (или небольшая крестовидная) и шестигранный ключ на 5 мм.

Конструкция механических ободных тормозов типа v-brake


Энциклопедические сведения о механических ободных велосипедных тормозах

По материалам энциклопедии http://www.velowiki.org/

Механические — это значит, что усилие передается с помощью троса, заключенного в оплётку.

Тросовый привод представляет собой стальной трос с бобышкой на одном конце и наконечником на другом, скользящий внутри рубашки со спиральной намоткой проволоки. При нажатии на ручку трос передает усилие на рычаг(и) тормоза, что вызывает прижатие колодок к тормозной поверхности. Такой привод прост, достаточно надежен и ремонтопригоден. Его недостаток — подверженность загрязнению тросов, что приводит к их ржавлению и соответственно ухудшению работы тормозов вплоть до отказа. Кроме того, зимой грязь и вода в рубашках может замерзнуть.
Даже если избегать грязи, со временем пластиковая трубочка внутри рубашек протирается и качество работы падает. Поэтому тросы и рубашки рекомендуется менять во время сезонного ТО. Смазка тросов в таком случае не требуется, поскольку временно улучшая работу, она в будущем способствует еще большему загрязнению и замерзанию рубашек.

Регулировки:
  • Натяжение троса;
  • Плечо рычага тормозной ручки (у некоторых моделей).

Достоинства:
  • Простота и дешевизна конструкции;
  • Легкость ремонта в полевых условиях.

Недостатки:
  • Необходимость регулярной подстройки по мере износа колодок и растягивания троса;
  • Чувствительность к загрязнению, замерзанию и ржавлению тросового привода.
Ободные тормоза

У таких тормозов усилие торможения передается на обод колеса с помощью 2 колодок, прижимаемых к ободу рычагами, приводимыми, в свою очередь, мускульной силой байкера через тросовый привод или гидравлически.

Разновидности

В настоящий момент на велосипедах используются ободные тормоза четырех видов:
  • Кантилеверы — на устаревающих велосипедах и на байках для велокросса.
  • Клещевые тормоза — на шоссейных и некоторых дорожных велосипедах.
  • V-brake (вибрейки) — на остальных велосипедах. 
  • U-brake - на BMX.

В целом, приведенное разделение практически не оставляет места для маневра — на шоссейный велосипед нельзя поставить ничего, кроме клещевых тормозов, вибрейки нельзя заменить на кантилеверы (не считая очень старых кантилеверов) и клещевые, а кантилеверы можно заменить лишь на редкие мини-вибрейки.

Особенности

В ободных тормозах используется 2 вида колодок: обычные и картриджные. Различие в том, что картриджная колодка может быть разобрана на составные части и при износе не требуется покупать колодку целиком, достаточно заменить накладку.
Существуют вибрейки с параллельным подводом колодок — в них используется параллелограммный механизм, который позволяет улучшить работу тормозов с изношенными колодками, но подвержен засорению и износу шарниров.
Считается, что лучшие тормоза V-brake выпускает фирма Avid (SD5, SD7 и далее) и ранее выпускала Shimano (Deore XT, XTR, в настоящее время остались только в туристической подгруппе группы Deore XT).

Достоинства

  • Малая нагрузка на втулку и спицевой набор.
  • Простота конструкции, обслуживания и ремонта.
  • Унификация конструкции: ручки, тормоза и колодки разных фирм совместимы между собой.
  • Легкость в совмещении с багажником.
  • Дешевые колодки.
  • Малый вес.
  • У хороших вибрейков — высокая мощность.
  • Низкая цена.

Недостатки

  • Возможная подверженность загрязнению и обледенению механизма;
  • Торможение на бюджетных моделях хуже, когда ободья мокрые и грязные;
  • Отсутствие торможения по обледенелым ободьям;
  • Чувствительность к восьмеркам на ободьях;
  • Относительно быстрый износ колодок на бюджетных моделях;
  • Износ ободьев;
  • Необходимость подстройки.

Сочетание достоинств и недостатков определяет ареал использования ободных тормозов:
  1. Велосипеды для езды по ровным дорогам (шоссейные, гибриды, дорожники);
  2. Дешевые горные велосипеды;
  3. Велокроссовые байки — здесь использование ободных тормозов требовалось по регламенту (до 2011 г.) UCI.
Заметим, что при покупке велосипеда ниже среднего уровня (до $700) совершенно не обязательно переплачивать за дисковые тормоза, поскольку в этом ценовом диапазоне они будут работать не намного лучше вибрейков, зато заметно увеличат вес и стоимость велосипеда.

Осмотр

Выжмите оба тормоза. Желательно, чтобы в этом положении рычаги ручек тормоза оказались параллельны грипсам. Но бывают исключения: кто-то - привык к большому ходу рычагов или наоборот - к малому. Зависит от стиля катания и массы других факторов. Но если рычаги достают грипсы то, вероятно, потребуется заменить тормозные колодки на новые.

Осмотрим тормозные колодки. Для этого отключаем тормоз и отстёгиваем обе пружины тормоза.
Рабочая поверхность тормозных колодок (та плоскость, которая прилегает к ободу при торможении) не должна быть сильно изношена. Т.е. быть ровной (без выработки), но не стёртой под основание. На ней должны оставаться канавки для отвода воды и грязи.

Сильный износ тормозных колодок бывает, когда они стоят не ровно:
  • смещены вниз - ниже края обода (при этом на колодке образуется выступ по краю обода)
  • смещены вверх - выше края обода (при этом страдает покрышка)
  • не параллельны боковой поверхности обода (если смотреть сверху) - колодка имеет разную толщину
  • повёрнуты относительно крепёжного болта, когда один край колодки оказывается ближе к нижнему краю обода, а другой - ближе к верхнему.

Тут нам надо решить - менять колодки (если сильно изношены) или только подрегулировать, если они стоят неровно.

Обратите внимание на синхронность работы тормозных рычагов, на которых установлены колодки. Колодки должны касаться обода одновременно с обоих сторон. Иначе пострадает обод колеса - протрётся с одной стороны.

Пыльник должен быть без трещин и прочно держаться на конце направляющей трубки, чтобы предотвратить попадание воды под оплётку тормозного троса. Если он износился - лучше его заменить на новый.

Регулировка хода тормозной ручки

Если Вы заметили, что ручки тормозов нужно выжимать сильнее обычного, то для начала можно чуть подтянуть трос тормоза. Для этого есть регулировочный винт с контргайкой. расположенный на ручке тормоза. На нём выполнена насечка, позволяющая вращать руками (без инструмента). Он расположен там, где заканчивается оплётка тормозного троса. При вращении этого винта будет сдвигается оплётка, тем самым натягивая или ослабляя трос.
Отпускаете контргайку и начинайте выкручивать его, периодически нажимая на рычаг ручки тормоза, чтобы контролировать ход. Когда отрегулируете, не забудьте вновь затянуть контргайку.

В редких случаях не удаётся добиться желаемого эффекта. Тогда придётся ключом отпустить болт-фиксатор троса, чуть подтянуть трос и снова его зафиксировать. После такой "грубой" регулировки более точно настраиваем ход тормозов регулировочным винтом.
Рекомендую не трогать болт-фиксатор троса лишний раз, поскольку частым смятием троса вы его угробите. Поэтому, если хода регулировочного винта на ручке тормоза не достаточно, то присмотритесь к колодкам, может пришла пора их заменить.

О замене колодок напишу в следующей статье.

Центровка колодок

Если колодки касаются обода не одновременно, то надо отвёрткой затянуть/отпустить винты регулировки пружины. Закручивая винт мы усиливаем действие пружины (винт отгибает один конец пружины, а другим она действует на рычаг тормоза). При этом рычаг тормоза и колодка вместе с ним будет удаляться от обода, а другая колодка - приближаться к ободу, поскольку они "связаны" через трос.
И наоборот: откручивая регулировочный винт пружины мы ослабляем её действие и приближаем колодку к ободу.
После того, как получиться добиться синхронной работы тормозных рычагов хорошо бы закрепить регулировочные винты фиксатором резьбы средней фиксации, но не обязательно.

Видеоурок "Основы вибрейков"

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Всё о чем я написал хорошо продемонстрировано в этом видеоуроке:

Автор статьи: Ян Пискорж.
http://armaviriders.jimdo.com/