Зимой на велосипеде

Техническая сторона вопроса

Тормоза

Лучший вариант для зимней езды будут гидравлические дисковые тормоза на оба колеса. Такое переоборудование стоит довольно дорого и можно обойтись механическими, или хотя бы установить на одно переднее колесо. Можно использовать и V-brake, если поставить качественные тормозные колодки. При таком варианте ездить надо аккуратно. Эффективность тормозов V-brake зимой сильно снижается из-за того, что на обода и колодки попадает снег, который тает при торможении и происходит проскальзывание.



В такой ситуации тормоза V-brake начинают работать только после одного или двух оборотов колеса. Зимой надо привыкнуть к тому, чтобы периодически “сушить” тормоза при движении, особенно после участков с глубоким снегом. Колесо делает несколько оборотов с зажатыми колодками., прежде, чем очистится. Такую же операцию надо делать и для дисковых тормозов, хотя и реже.

Передним тормозом лучше не пользоваться, особенно на поворотах.

Покрышки

Шипованные покрышки для нашей зимы неоправданная роскошь. Они эффективны даже на льду, но имеют высокую цену. Можно обойтись менее дорогими покрышками с большими и редкими шипами.

Не надо использовать совсем дешёвые покрышки неизвестного происхождения – некачественная резина на морозе теряет эластичность и трескается. Бывает, что протектор на таких покрышках забивается снегом и вообще не работает. Хорошая покрышка должна самоочищаться. Можно сделать шипованную покрышку самому, используя обычные саморезы. Этот процесс описан в Интернете, но здесь надо постараться, чтобы не испортить покрышку.

Давление в шинах

Оно должно быть немного меньше обычного. Необходимо учитывать, что если велосипед хранится в тёплом помещении, то из-за перепада температур на улице давление в шинах существенно уменьшится. Шипованные шины вообще требовательны к давлению.

Пониженное давление в шинах позволит вам увеличить площадь контакта с дорогой для обеспечения лучшего сцепления.

Ходовая часть

Все узлы велосипеда зимой изнашиваются намного быстрей, чем в тёплый период. Поэтому обслуживанию велосипеда необходимо уделять намного больше времени. Место, которое больше всего страдает – это цепь. Соль, песок, грязь, вещества, которыми обрабатывают дорогу для таяния снега плюс низкие температуры увеличивают износ цепи на порядок.

Чистая и смазанная цепь может покрыться ржавчиной после нескольких километров дорог. Зимой вода попадает внутрь звеньев цепи, замерзает и остается там, пока велосипед не попадёт в тепло. Мыть и смазывать цепь зимой надо практически после каждой поездки или хотя бы раз в 50 км. Каретка, втулки колёс, рулевая колонка зимой страдаю не меньше. Резина сальников и защитных колпачков на морозе теряет эластичность.

Те же песок, соль и реагенты проникают в подшипники, сокращая их срок службы. В подшипник вода заходит, а назад сальник её не выпускает. Желательно пару раз за зиму разобрать каретку (разборную) и втулки колёс, чтобы осмотреть подшипники и заменить в них смазку. Необходимо учитывать, что при низких температурах смазка в подшипниках велосипеда загустевает, и его ход становится более тяжелым.

Переключатели передач

Зимой они очень часто перестают работать чётко, из-за попадания в их механизм снега и льда. Цепь плохо переводиться с больших на малые звёзды, потому что усилия возвратной пружины недостаточно для перемещения рамки в необходимое положение. Недорогое оборудование наиболее подвержено этому явлению. Зимой очень часто многоскоростной велосипед превращается в сингл спид.

Решением проблемы может стать обработка перед каждой поездкой переключателя любой аэрозольной смазкой, которая будет вытеснять влагу. Зимой вода попадает и под рубашки тросов. Замерзая, она препятствует нормальному перемещению троса, из-за чего также плохо переключаются передачи. Перед зимним сезоном, троса надо хорошо смазать густой смазкой и регулярно пользоваться аэрозольной, обрабатывая места входа тросов в рубашки.

Амортизационные вилки

Для зимы лучше подходят пружинно-масляные или воздушно-масляные вилки. Перед холодным сезоном в них желательно поменять масло на более жидкое. Хотя на это можно и закрыть глаза, просто вилка станет более жёсткая. Надо только периодически чистить и смазывать сальники и резиновые гофры.

Особенности езды на велосипеде зимой

Идеальная дорога зимой – это чистый сухой асфальт или плотный утрамбованный снег. С шипованными покрышками можно намного уверенней чувствовать себя и на раскатанном льду, хотя резких торможений и манёвров всё же следует избегать.

Если слой снега небольшой (10-15 см) и он свежий, то по нему ехать довольно комфортно. При этом колёса под весом велосипеда и велосипедиста продавливают слой снега до земли, и шипы покрышки  получают хорошее сцепление с грунтом. Чем толще слой снега, тем ход велосипеда тяжелей. На очень глубоком снегу колёса не достают до грунта, и могут на подъёме пробуксовывать.

Хуже всего ехать по рыхлому снегу или снежной каше – там, где много ездит транспорт или большой поток пешеходов и плохо убирают снег, приходится хуже всего. Велосипед начинает водить из стороны в сторону и колёса пробуксовывают. На такой дороге скорость падает до минимальной, а количество затраченных сил возрастает.

 

Езда на велосипеде зимой

Особенную осторожность надо проявлять в местах, где много ездит автомобилей. Такие места лучше пройти пешком. На автомобильной дороге, если даже её чистят, зимой проезжая часть сильно сужается. Место, где должен ехать велосипедист – правый ряд, как правило забит кашей из снега, где забуксует и автомобиль, не говоря уже о велосипеде. Смещение к центру дороги может мешать движению автомобилей. К тому же, грязь из под колёс автомобилей, будет лететь прямо на вас.

На автомобильных дорогах надо быть особенно внимательным в местах остановок общественного транспорта. Там как всегда от частых торможений образовываются скользкие участки. Их не всегда сразу видно под небольшим слоем снега. В таких местах от падения могут спасти только шипованные покрышки и опыт велосипедиста. Тем более, что само падение в месте, где в это время стоит или двигается многотонная машина опасно для жизни.

Не надо стеснятся пользоваться тротуарами. Лучшие места для езды на велосипеде зимой – это дорожки и тропинки в парках и скверах. Там снег обычно хорошо утрамбован и можно приобретать навыки управления велосипедом на скользких поверхностях.

На дороге, где есть колея также надо ехать очень осторожно. Колесо велосипеда, даже шипованное из глубокой колеи выбирается с трудом. Переднему колесу вы можете помочь рывком выбраться из колеи, а заднее может оттуда и не выйти.

При езде на велосипеде зимой, не следует резко тормозить, особенно с блокировкой колёс. Не надо лихачить – поворачивать на большой скорости. И всегда будьте готовы к падению. Выбирая место для езды помните, что падать на мягкий снег лучше, чем на лёд.

По материалам сайта http://velomasterclass.ru